Правила звукоизвлечения.

На этом уроке рассмотрим как должны двигаться пальцы. Начнем с большого пальца.

1. Большой палец (p)

Большой палец является точкой опоры для всей руки. Это главное, что нужно запомнить. Точка опоры нужна для того, чтобы рука уверенно себя чувствовала при игре и каждый палец точно знал свое положение в пространстве относительно струн. Точка опоры стабилизирует руку.

Большой палец нельзя воспринимать отдельно от всей руки. Он является естественным ее продолжением. Составляет с ней единое целое. Когда мы играем большим пальцем, то он играет не сам по себе, изолированно, а под весом руки. Рука как будто давит на палец, а палец под ее весом сам продавливает струну. Вот это ощущение и нужно поймать в первом упражнении.

Упражнение 1

Суть упражнения в следующем:

Расслабьте правую руку. Поднесите к струнам. Сделайте небольшой замах рукой вверх, и опустите ее большим пальцем на шестую струну таким образом, чтобы он под весом руки соскользнул на пятую. Почувствуйте что рука висит на большом пальце, а остальные пальцы расслаблены, пока не старайтесь их как-либо позиционировать, пусть висят свободно.

Попробуйте соскользнуть большим пальцем дальше вниз, с пятой на четвертую и с четвертой на третью. При этом сам палец не делает никаких движений, он просто соскальзывает под весом руки.

Обратите внимание: рука при замахе не ходит жестко, как палка. Она расслаблена в области запястья, и в месте соединения большого пальца с рукой.

Видео-иллюстрация упражнения 1:

Суть упражнения не в том, чтобы формально сыграть звук. Нужно поймать ощущение веса руки и точки опоры в пальце. Понять, что большой палец не играет сам по себе, он является продолжением руки.

Конечно, в реальной ситуации, рука не делает таких больших замахов. Она может слегка пружинить, двигаться в гораздо меньшей степени, почти незаметно. Такую амплитуду мы делаем в учебных целях.

Еще раз обращу внимание на ход руки. Она не должна двигаться как палка от локтя и до кончика пальца. Обратите внимание на свободный ход в области запястья и в месте соединения пальца с рукой. Во время движения руки вверх кисть может естественным образом отвисать вниз, это не является ошибкой. Но следите чтоб после извлечения звука рука принимала правильное положение. Такое движение руки можно сравнить с движением хлыста. Когда рука идет вверх, кисть чуть провисает вниз. Когда рука возвращается вниз, кисть идёт за рукой как-бы с запозданием, область запястья выпрямляется и рука двигается вниз уже с прямым запястьем. Наглядно это показано на анимациях.

Правильное движение руки (хлыст):

Неправильное движение руки (палка):

Ещё одна частая ошибка заключается в том, что ученик перед поднятием руки бросает кисть вниз, и только потом поднимает. Кисть бросать вниз не надо! До подъёма вверх большой палец должен находиться на струне, обратите на это внимание.

Повторю, мы делаем упражнение с такой большой амплитудой в учебных целях, чтобы расслабить руку и запомнить ощущение при игре баса. При игре в реальных условиях это движение будет с гораздо меньшей амплитудой, почти незаметным. Это упражнение на развитие ощущения веса руки в большом пальце. Целью является не движение само по себе, а ощущение в руке. Это ощущение можно вообще без движения вызвать, но с движением легче. Это не значит, что всегда при игре нужно будет рукой махать :)

Упражнение 2

Следующее упражнение похоже на предыдущее. Разница лишь в том, что теперь мы держим пальцы ima в правильном положении и ставим их на соответствующие струны после извлечения звука большим пальцем.

В первом упражнении пальцы ima у нас свободно висели, теперь подогнем их по правилам предыдущего урока. После того, как бас прозвучал, поставим их на струны в правильную постановку.

Видео-иллюстрация упражнения 2:

2. Пальцы ima

Принцип движения пальцев ima показан на анимации ниже.

Правильное движение пальцев ima:

Обратите внимание на сустав, помеченный красной точкой. Он должен ходить строго внутрь ладони и обратно. Конечно, при игре пальцы не двигаются с такой большой амплитудой, движения гораздо экономнее. Большая амплитуда делается в учебных целях, для наглядности.

На следующей анимации показан пример неправильного движения пальцев. Видите, помеченный сустав ходит от себя. Пальцы как будто подпрыгивают.

Неправильное движение пальцев ima:

На анимации показана крайняя степень неправильного движения. В реальности оно обычно меньше, но в этом направлении. Часто бывает что сустав уходит от себя не сразу, а после звукоизвлечения, при движении назад, и это тоже недопустимо. Должно быть строгое движение внутрь и по той же траектории назад, без лишних петель.

Если продолжить амплитуду движения пальцев до конца, то она должна закончиться на основании большого пальца, как показано на анимации.

Конечная точка правильной амплитуды:

Одна из самых распространённых ошибок постановки после кривого запястья это "плоская рука", поэтому останавлюсь на этой ошибке подробней. Ладонь правой руки старайтесь держать как можно дальше от струн. В начале обучения пальцы imа лучше держать почти прямыми, таким образом достигается правильное направление движения. Движение пальцев ima должно начинаться от основания, а следующие суставы его подхватывают. Ещё раз повторю: от основания пальца. Если же ладонь находится близко к струнам, то у пальцев меньше свободы, они извлекают звук за счёт последних суставов, почти кончиками пальцев, это грубая ошибка.

На двух анимациях ниде это наглядно показано:

Правильная форма руки и движения пальцев:

Неправильная форма руки (плоская):

Обратите внимание: на первой анимации в работу включен весь палец, движение начинается от ладони. На второй анимации работают два последних сустава, движение изолировано, усилия распределяются не оптимально.

На начальном этапе лучше перестраховаться и играть почти прямыми пальцами, с максимально отдалённой ладонью от струн в рамках разумного, конечно. У прямых пальцев всегда больше свободы движения чем у скрюченных, плюс к движению подключаются мышцы руки, а не только пальцев.

Запомните эти принципы, поработайте пальцами без гитары. И только потом переходите к следующему разделу.

Упражнение 3 (упражнение на касание)

Теперь, наконец-то, берем гитару и применяем полученные знания на практике. Будем извлекать первые звуки.

Сперва покажу еще раз правильное и неправильное направление движения пальцев ima около струн и в другом ракурсе.

Правильное направление

Неправильное направление

Надеюсь, с этим движением уже все понятно и можно переходить непосредственно к упражнению.

Называется оно "упражнение на касание". В нем совмещено звукоизвлечение большим пальцем со звукоизвлечением пальцами ima. При этом пальцы ima работают с максимально увеличенной амплитудой.

Поставьте руку на струны в правильном положении. Пальцы ima касаются струн немного боковой частью пальца.

Большой палец играет бас как в предыдущих упражнениях, с небольшим замахом руки. Пальцы ima поочередно извлекают звуки скользящим движением внутрь ладони с обязательным касанием основания большого пальца. Спешить тут не надо, все внимание на правильное выполнение и положение руки.

На видео показано это упражнение с трех ракурсов. Обратите внимание на то, что при звукоизвлечении пальцами ima сама кисть неподвижна. Двигаются только пальцы и только внутрь. Это важный момент.

Упражнение на касание:

Мы играем с такой амплитудой в учебных целях, чтобы закрепить правильное направление. В реальности амплитуда будет гораздо меньше.

Практические рекомендации и дополнения