Постановка левой руки.

В этой главе я расскажу о базовых принципах постановки левой руки при игре классической техникой на классической гитаре.

Делаю такое пояснение специально, в виду того, что при игре на разных типах гитар постановка будет отличаться.

Обозначение пальцев левой руки:

1- указательный палец
2- средний палец
3- безымянный палец
4- мизинец

Большой палец левой руки при игре классической техникой на классической гитаре не прижимает струны.

8 правил постановки левой руки:

  1. Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
  2. Кисть округлая.
  3. Между ладонью и нижней частью грифа свободное пространство (не касается).
  4. Кисть выдвинута вперед.
  5. Ладонь примерно параллельна грифу, все пальцы на одинаковом расстоянии от струн.
  6. Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
  7. Пальцы прижимают струны максимально близко к ладовой пластине.
  8. Пальцы прижимают струны кончиком, а не подушечкой.

Иллюстрации:

Комментарии:

К правилу 1

Большой палец касается задней части грифа подушечкой.
В зависимости от позиции пальцев, прижимающих струны, большой палец может принимать разные положения. На средней линии грифа, чуть выше, чуть ниже, под углом. Но он всегда касается грифа подушечкой пальца. Не серединой пальца и не всей поверхностью, лежа вдоль грифа. Также он не должен торчать над верхней частью грифа.

К правилу 2

Кисть округлая.
Округлая форма кисти способствует оптимальной работе пальцев. Конечно, идеально круглую кисть не всегда возможно держать, бывают разные позиции. Здесь речь идет о примерном ощущении в руке. Она должна быть скорее круглой, чем плоской.

К правилу 3

Между ладонью и нижней частью грифа свободное пространство (не касается).
Свободное пространство между ладонью и грифом дает большую свободу пальцам при игре на разных струнах. Прилипшая снизу ладонь эту свободу ограничивает.

К правилу 4

Кисть выдвинута вперед.
При выдвижении кисти вперед гораздо проще дотянуться до верхних струн (басов).

К правилу 5

Ладонь примерно параллельна грифу, все пальцы на одинаковом расстоянии от струн.
Таким образом, все пальцы находятся в одинаковых условиях. Каждый палец готов к работе в любой момент времени, и чтобы прижать струну требуется минимум движений.

К правилу 6

Пальцы прижимают струны под прямым углом к плоскости грифа.
Это правило дополняет предыдущее. Если ладонь параллельна нижней части грифа, то и пальцы прижимают примерно под прямым углом. Не всегда удается соблюсти это правило, иногда первый или четвертый палец прижимают под другим углом из-за анатомических особенностей, это нормально.

К правилу 7

Пальцы прижимают струны максимально близко к ладовой пластине.
Чем ближе точка прижатия к ладовой пластине, тем меньше усилий требуется приложить для качественного прижатия. Чем дальше, тем больше вероятность возникновения треска и других призвуков. Сразу привыкайте прижимать струну правильно.

К правилу 8

Пальцы прижимают струны кончиком, а не подушечкой.
Кончик пальца тверже, и прижать им легче. Это во-первых. Во-вторых, прижимая кончиком пальца мы не глушим соседние струны.

Ошибки:

  1. Торчащий над грифом большой палец.
  2. Лежащий вдоль грифа большой палец.
  3. Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
  4. Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
  5. Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
  6. Прижатие струны далеко от лада.
  7. Прижатие струны подушечками пальцев.

Иллюстрации

Комментарии:

К ошибке 1

Торчащий над грифом большой палец.
Дело не в самом пальце. А в том, что таким образом у остальных пальцев меньше свободы и меньше длины для доступа к басовым струнам. Кисть уходит вниз. На широком грифе классической гитары это имеет значение. На узких и полукруглых грифах эстрадных гитар такое положение большого пальца является нормальным, там он даже участвует в прижатии струн.

К ошибке 2

Лежащий вдоль грифа большой палец.
Такое положение пальца абсолютно неприемлемо. Нельзя потому что нельзя :) Даже не могу толком объяснить почему, но играть так неудобно. Эту ошибку не иллюстрировал бы, но она иногда встречается у самоучек.

К ошибке 3

Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
Часто встречающаяся ошибка. Такое положение зажимает кисть левой руки и сковывает движения пальцев.

К ошибке 4

Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
Пальцы должны как бы нависать над струнами. Так им гораздо легче достать до любой струны, до любого лада при минимальных движениях. Чем больше кисть уходит за гриф, тем сложнее дотянуться до басовых струн, нужно делать больше движений.

К ошибке 5

Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
Развернутая влево кисть осложняет прижатие струн третьим и четвертым пальцами. Они находятся гораздо дальше от струн, чем первый со вторым. Чтобы из такого положения прижать струну четвертым пальцем нужно вращать всю кисть. Ниже на анимациях это видно.

Прижатие 4 пальцем из правильной позиции

Прижатие 4 пальцем при развернутой кисти влево

К ошибке 6

Прижатие струны далеко от лада.
Одна из основных причин треска - неточное прижатие струны. Прижимая струну максимально близко к ладу вы не только уменьшаете вероятность возникновения треска от недожима, но и экономите усилия, ведь чем ближе к ладу, тем меньше усилий требуется для качественного прижатия.

К ошибке 7

Прижатие струны подушечками пальцев.
Прижатие подушечкой неточное, неэффективное, и глушит соседние струны. Пальцы должны работать как молоточки, прижимая струну кончиком пальца, твердой его частью.

Практические рекомендации и дополнения