Добавляем левую. Первые произведения.

Сейчас мы начнём играть двумя руками, уже по-настоящему :)

Главной задачей при этом будет сохранить правильное положение правой руки. Если вы недостаточно закрепили навыки игры одной правой рукой, то при добавлении левой, правая обязательно куда-нибудь "уедет". Если это произойдёт, то рекомендую ещё некоторое время поиграть одной правой, пока навыки не автоматизируются.

Цифрами около нот обозначается аппликатура левой руки, буквами под нотным станом - правой. Указанную аппликатуру соблюдать обязательно.

При затруднениях с разбором нот обращайтесь к разделу "нотная грамота", я там всё рассказал подробнейшим образом.

Каждое упражнение можно прослушать, это полезно. Иллюстрации записаны без метронома, но отрабатывать вам нужно будет под метроном в тех темпах, которые указаны внизу каждого упражнения.

Во саду ли в огороде


Пояснения, указания, рекомендации

Четвёртый палец

Обратите внимание на ноту Ре на второй струне. Её нужно прижать 4 пальцем, как и обозначено. Вроде бы нелогично, и удобней прижать 3 пальцем, но мы это делаем чтобы выработать полезную привычку. Чаще всего эта нота прижимается именно 4 пальцем, потому что третий необходим для прижатия нот на басовых струнах. Сейчас на басовых струнах ничего нет, но в дальнейшем будет.

Диссонансы


и

Эти пары нот образуют резкие, неприятные созвучия, при одновременном звучании. Сыграйте эти пары нот одновременно и послушайте. Поэтому при переходе между этими нотами важно не допустить наслоения одной на другую. Это сделать очень просто. Прижмите вторую ноту таким образом, чтобы палец коснулся соседней нижней струны, тем самым заглушив её.

Не допускать одновременного звучания этих пар нот нужно и при обратном, восходящем движении. В этом случае, отпускайте первую ноту в момент начала звучания второй ноты.

Заранее скажу, что далеко не все созвучия нужно глушить при переходе между струнами. Глушить нужно только явно диссонирующие (неприятно звучащие). А консонирующие (приятно звучащие вместе) оставляем. Слух - ваш главный учитель. Учитесь слушать с самого начала. Подробней про консонансы и диссонансы вы можете прочитать в разделе "Теория музыки".

Как отрабатывать

Отрабатывать под метроном. Лучше всего по два удара на звук. Упражнение записано восьмыми длительностями, значит метроном будет стучать шестнадцатыми в этом случае. Ноты, которые записаны четвертными длительностями, естественно, будут длиться 4 удара метронома.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 шестнадцатыми
Довести до: 120 шестнадцатыми

Мелодия с арпеджио


Пояснения, указания, рекомендации

Ключевой диез

Ключевые знаки, поначалу, не замечают практически все ученики. Прочитайте главу, посвящённую знакам альтерации из раздела "нотная грамота". Напомню, ключевой знак действует на все ноты всех октав. В данном случае все ноты Фа в упражнении будут повышены на полтона.

Разделение фактуры по динамике

Здесь у нас уже полноценная гитарная фактура с тремя составляющими. Мелодия, бас и гармоническое заполнение. Для наглядности мелодическую линию обозначил красным, бас - зелёным, и гармонические ноты синим.

Как мы помним из урока про фактуру, бас и мелодия играются примерно на одном динамическом уровне, а гармонические ноты должны звучать на втором плане, тише, чтобы не мешать звучанию мелодии. Старайтесь гармонические ноты играть в два раза тише чем мелодию. Это будет довольно проблематично, так как пальцы im развиты сильнее, чем палец а. Но зато есть над чем поработать :)

Аппликатура

Напомню на всякий случай про важность соблюдения правильной аппликатуры левой и правой руки. Если она указана, соблюдать её нужно обязательно!

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 шестнадцатыми
Довести до: 120 шестнадцатыми

Во саду ли в огороде с басом


Пояснения, указания, рекомендации

Здесь к одноголосной мелодии добавилась басовая линия. Следующим уроком будет "глушение басов", информацию из которого вам нужно будет применить к этой мелодии.

Рекомендую сначала разобрать и отработать без учёта следующего урока, не заглядывая в него. Просто сыграть как есть, следя только за положением рук, ритмичностью и качеством исполнения в целом. После этого изучить следующий урок, сделать подготовительные упражнения из него, и только потом вернуться к этой мелодии, применив приёмы глушения басов.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 80 шестнадцатыми
Довести до: 120 шестнадцатыми

Скачать упражнения в PDF файле