Глушение басов

В этом уроке я расскажу о своей технике глушения басов. Этой теме почему-то не уделяют должного внимания, хотя навык глушения нужно осваивать как можно раньше, по моему мнению.

Для чего это нужно?

Гитара - это маленький ансамбль, в котором играет солирующий инструмент (мелодия) и аккомпанемент (бас + гармоническое заполнение). Как минимум три инструмента.

В ансамбле функцию баса играет бас-гитара или контрабас. Одна из особенностей низкочастотных инструментов заключается в том, что они, как правило, не играют аккордами. Они играют одну ноту в один момент времени, без наложений нот друг на друга. На это есть объективная причина. Низкие звуки плохо сочетаются друг с другом. Когда они звучат вместе получается невнятный гул. И чем ниже звуки, тем этот эффект ярче выражен.

В гитарной фактуре функцию баса играют, в основном, три струны. Шестая, пятая и частично четвертая. Четвертая не всегда бывает басом, она имеет двойную функцию по своей роли в фактуре. Довольно часто на ней играются гармонические ноты, и это надо учитывать.

Как будет звучать музыка, если не глушить басовые ноты на гитаре? Давайте послушаем. Ниже два примера, два небольших фрагмента. Каждый фрагмент исполнен сначала правильно, с глушением басов, и неправильно, без глушения. Слушать лучше в наушниках, так как не все компьютерные колонки нормально воспроизводят низкие частоты, а именно их нам нужно сейчас услышать.

Пример 1 (правильно + неправильно)

Пример 2 (правильно + неправильно)

Услышали гул в неправильных вариантах? Если да, отлично, значит будете это слышать и в своей игре. Если нет, оденьте наушники и внимательно переслушайте. В правильных вариантах басовая линия играется четко, разборчиво. А в неправильных сливается в кашу и гудит.

Поэтому запоминаем правило:

Нельзя допускать одновременного звучания двух басов. Один бас в один момент времени.

Еще раз подчеркну, что речь идет не о басовых струнах, а именно о функции баса в фактуре. Не все ноты, что находятся на басовых струнах имеют басовую функцию. Это касается прежде всего четвертой струны, на которой часто бывают и гармонические ноты. Подробней о фактуре и фактурных элементах читайте в главе "фактура".

Способы глушения

Когда басовые ноты идут одна за другой по одной струне, то о глушении можно не думать, так как предыдущий бас глушится автоматически при появлении следующего.

Также без проблем глушатся закрытые басы (прижатые). Чтобы заглушить закрытый бас нужно всего лишь отпустить палец левой руки, который прижимает струну.

Другое дело когда басовые ноты идут одна за другой по разным струнам, и эти струны открытые.

В зависимости от того, в каком порядке чередуются басовые струны у нас может быть четыре варианта. И в каждом из них глушение происходит разными способами.

  1. Сначала верхняя, потом нижняя соседняя. Например 6 + 5. Или 5 + 4.
  2. Сначала нижняя, потом верхняя соседняя. Например 4 + 5 или 5 + 6.
  3. Сначала верхняя, потом нижняя НЕ соседняя. 6 + 4. Единственная комбинация.
  4. Сначала нижняя, потом верхняя НЕ соседняя. 4 + 6. Единственная комбинация.

Во всех вариантах нам нужно сделать так, чтобы первый бас не наложился на второй, то есть заглушить. Либо до начала звучания второго, либо одновременно с его началом. Если бас, который нужно заглушить закрытый, то просто снимаем палец левой руки со струны в нужное время. Если открытый, то читаем дальше.

Рассмотрим все варианты по очереди.

1. Верхний + нижний соседний

После звукоизвлечения верхнего баса палец останавливается на нижнем басу, который нужно сыграть следующим. И перед звукоизвлечением нижнего баса верхний глушится суставом большого пальца. При этом коснуться струны должна кожа, а не ноготь. Правильное движение показано на анимации.

Правильное глушение суставом

Это движение должно быть чётким и почти незаметным. Двигаться должен только сустав пальца, кисть в этом движении не должна участвовать. Ниже иллюстрация неправильного глушения верхнего баса суставом.

Неправильное глушение суставом

При глушении суставом первый бас немного укорачивается, так как глушится до начала звучания следующего. На практике это почти не заметно.

2. Нижний + верхний соседний

Тут все очень просто, даже иллюстрировать ничего не надо. Так как мы все басы играем с опорой (апояндо), то нижний бас глушится автоматически одновременно с началом звучания верхнего. Палец опускается на нижнюю струну, и тем самым ее глушит.

3. Верхний + нижний не соседний

Единственная комбинация тут это шестая + четвертая. Шестую нужно заглушить перед началом четвертой. Шестую здесь можно заглушить двумя способами. Либо свободным пальцем левой руки, либо основанием большого пальца. При глушении вторым вариантом допускается кратковременный прогиб запястья к деке. На анимации ниже показано это движение.

Глушение шестой струны основанием большого пальца

Во многих случаях глушить шестую перед четвертой вовсе не обязательно. Глушить нужно только тогда, когда на четвертой именно басовая нота. Если же на четвертой гармоническая, то глушить предыдущий бас не надо.

4. Нижний + верхний не соседний

Комбинация противоположная предыдущей. Четвертая + шестая. В этом варианте четвертая глушится исключительно свободным пальцем левой руки, других вариантов нет. Лучше это делать за мгновение до начала следующего баса.

Положение большого пальца

Частая ошибка при отработке глушения большим пальцем заключается в том, что большой палец размещается почти параллельно струнам, под малым углом. В результате нарушается правильная постановка, ладонь приближается к струнам, пальцам ima сложнее работать. Учащийся подсознательно старается максимально приблизить большой палец к верхней струне, чтобы делать меньше движений.

Выглядит это вот так, если смотреть сверху:

Неправильный угол

А так, примерно должна выглядеть рука.

Правильный угол

Такой угол даёт большую свободу пальцам. Ладонь отдалена от струн, профиль руки полукруглый, запястье слегка выпуклое.

Как же глушить струну при таком положении, спросите вы. Ведь тогда глушение будет производиться ногтем, с неприятным призвуком. На самом деле, палец должен глушить струну участком кожи около ногтя:

Часть пальца, соприкасающаяся со струной

Нужно найти такое положение, чтобы и угол был, и глушение производилось кожей. Понятное дело, что руки у всех разные, и одинаковым угол не может быть у всех, ищите своё положение. Он может быть чуть меньше, чем у меня, главное чтоб палец не лежал почти параллельно струнам, как на первой фотографии.

Упражнения

Крестиком обозначен момент глушения. Глушение тоже нужно делать ритмично, основываясь на метрической сетке.

Если возникают сложности с ритмическими обозначениями и разбором ритма, внимательно изучите раздел "нотная грамота", там про ритм подробно рассказано.

Упражнения 2,3,4 записаны в подвижном темпе специально для иллюстрации глушения в реальном темпе. Отрабатывать упражнения нужно гораздо медленней.

Упражнение 1.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 60 восьмыми
Темп на моей записи: 80 восьмыми

Упражнение 2.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 100 шестнадцатыми
Темп на моей записи: 160 шестнадцатыми

Упражнение 3.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 100 шестнадцатыми
Темп на моей записи: 160 шестнадцатыми

Упражнение 4.

В этом упражнении при глушении шестой струны основанием большого пальца нарушается правильная постановка правой руки, поэтому здесь надо соблюдать осторожность. Это упражнение разместил для примера, как еще можно глушить шестую струну перед четвертой. Необходимость в таком глушении возникает относительно редко, почти всегда можно заглушить струну свободным пальцем левой руки, так же как и четвертую в этом же упражнении.

Если постановка правой еще не стабилизировалась, лучше этим способом не увлекаться. Глушите шестую так же, как и четвертую, свободным пальцем левой руки. Просто имейте ввиду, что возможен и такой способ.

Метроном
Начинать отрабатывать с: 60 восьмыми
Темп на моей записи: 120 восьмыми

Когда глушить бас?

Имейте ввиду, что в нотах момент глушения баса никак не будет обозначен. В упражнениях момент глушения обозначен в учебных целях. При разборе произведения в нотах будут просто басы, идущие друг за другом, и часто даже не вынесенные в отдельный голос. В двухголосной записи бас совмещен в одном голосе с гармоническими нотами, поэтому разделять их придется самостоятельно. Об этом поговорим в отдельной главе.

Вот так бы выглядели 2, 3 и 4 упражнения в реальной ситуации:

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

Так когда же глушить бас, если момент глушения не обозначен? Если мы играем верхний бас и глушим нижний соседний, то глушение происходит автоматически. Начало следующего баса совпадает с концом предыдущего, все идеально. Если же мы глушим суставом, то тем самым чуть укорачиваем предыдущий бас. Нам нужно его заглушить как можно ближе к следующему, но в то же время основываясь на метрической сетке, все наши движения должны быть ритмичными.

Как правило, безотказно действует следующий метод. Делим пополам длительность последней ноты перед следующим басом, и в этом месте глушим предыдущий бас. Не важно какая это нота по функции в фактуре (мелодическая, гармоническая или басовая). Если последняя нота восьмая, то предыдущий бас глушим на расстоянии одной шестнадцатой от следующего баса. Если последняя нота шестнадцатая, то на расстоянии одной тридцатьвторой, и так далее. Именно этот метод реализован во 2, 3 и 4 упражнениях.

В первом упражнении метод не работает, так как там одна басовая линия равномерными длительностями. Если мы применим в этом случае вышеизложенный метод, то нам придется укорачивать бас на половину, что не всегда уместно. В таких случаях глушим бас как можно ближе к следующему, но на каком-то конкретном расстоянии, ритмично. За одну восьмую до следующего баса или за одну шестнадцатую.

Бывает так, что стилистика произведения требует специального укорачивания басовых звуков, или игры их стаккато (отрывисто). В таком случае все басы укорачиваем одинаково и глушим любыми возможными способами, исходя из конкретной игровой ситуации.

Об исключениях из правила

Всегда и везде ли нужно глушить басы при наложении друг на друга? Нет, не всегда. Как и в любом правиле есть исключения, нельзя слепо следовать правилу, нужно прежде всего слушать результат.

Как я уже говорил выше, ноты на 4 струне далеко не всегда басовые. На 4 струне могут быть как басовые, так и гармонические. Гармонические ноты на басовые накладывать можно и нужно, с этим всё понятно.

Но и басы не всегда нужно глушить при одновременном звучании. Два баса хорошо звучат вместе и не требуют глушения при одновременном выполнении двух условий:

  1. Хотя бы один из басов находится в высоком регистре. Высокий регистр для баса на гитаре это всё, что выше До на первой добавочной снизу. Или третьего лада пятой струны.
  2. Оба баса входят в состав текущего аккорда.

Дело в том, что басы создают невнятный гул только в том случае, если оба баса находятся в низком регистре. Низкочастотные звуки плохо сочетаются друг с другом при одновременном звучании.

Если же хотя бы один из басов находится в верхнем регистре, выше До, и при этом оба баса входят в состав одного аккорда, то их спокойно можно оставить звучать вместе, и это будет звучать хорошо. При условии, если стилистика произведения не требует специального глушения всех басов.

Если оба баса находятся в низком регистре, и тем более относятся к разным аккордам, то глушить их нужно обязательно.

Практические рекомендации и дополнения