Извлечение двойного звука с участием пальца p, наравне с арпеджио, является базовым приёмом в классической гитарной технике. Суть его заключается в извлечении мелодической и басовой ноты одновременно.
Принципы звукоизвлечения те же самые что и в арпеджио, пальцы работают в том же направлении. Но сложность заключается в том, что нужно сыграть бас с опорой, а мелодическую ноту без опоры одновременно. В той системе звукоизвлечения, которой придерживаюсь я, с опорой играет только большой палец, а пальцы ima играют без опоры.
Можете запомнить два гитарных термина. Извлечение звука с опорой на соседнюю струну называется апояндо. Без опоры - тирандо. Так вот, нам нужно сыграть большим пальцем апояндо, а одним из пальцев ima - тирандо, и сделать это одновременно.
Вот что должно получиться в итоге. На видео показано извлечение двойного звука большим пальцем в паре с каждым из пальцев ima. Играем шестую и первую струну.
Скорее всего у вас не получится правильно сыграть двойной звук сразу. Оба пальца будут играть апояндо, или оба тирандо. Нужный же нам результат (апояндо в басу, тирандо в мелодии) достигается в три условных этапа. Сначала отрабатываем с пальцем i.
Иллюстрация этого процесса в видео ниже.
Двойной звук у вас должен получиться одинаково уверенно в паре с каждым из пальцев ima, поэтому поработайте с каждым отдельно. Следите чтобы при этом запястье находилось в стабильно ровном положении. Подробнее об ошибках расскажу ниже.
После уверенного освоения двойного звука в трех комбинациях можно приступать к следующим упражнениям. Это игра по очереди двойного звука и одинарного. У этого упражнения два варианта. Со стартовым пальцем i и стартовым m.
Обратите внимание на положение кисти. Так как мы играем все звуки пальцами im на первой струне, то рука должна опуститься ниже, чем при игре арпеджио. Неправильным будет изгибать руку в запястье, чтобы достать до первой струны. Просто опускаем руку ниже, запястье остаётся прямым.
На иллюстрациях ниже показаны правильное и неправильное положение. Об этом мы уже говорили в главе про постановку, но повторить будет не лишним, тем более что именно при игре двойных звуков чаще всего искривляется запястье.
Правильное положение руки
Неправильное положение руки
В некоторых школах положение руки как на второй фотографии является основным. Но оно будет правильным для другой системы звукоизвлечения, для двойного апояндо. В той системе, которой придерживаюсь я (p-апояндо, ima-тирандо), правильным будет первое положение. О разных школах и подходах к звукоизвлечению мы поговорим в отдельной главе.Там расскажу подробней, почему играю именно так, а не иначе.
В следующем упражнении будем отрабатывать правильное перемещение руки со струны на струну при игре двойных звуков. Демонстрация упражнения в видео ниже.
На что тут нужно обращать внимание в первую очередь? На запястье, чтобы оно не "гуляло" при переходе со струны на струну. А гулять оно захочет обязательно, уж поверьте. Поэтому глядим в оба! Зеркало вам в помощь. Ниже, в разделе "ошибки" будет проиллюстрировано правильное и неправильное движение руки при смещении со струны на струну.
При игре двойных звуков может быть две основные ошибки.
Запомните: извлечение звуков пальцами ima никак не должно сказываться на положении кисти. В идеале она должна быть неподвижной. Рука и кисть может помогать только большому пальцу (p) в виде небольшого замаха. В пальце p у нас опора, вес руки, большой палец воспринимаем как продолжение руки, поэтому рука может двигаться вместе с ним.
Указанные ошибки показаны на видео.
При перемещении со струны на струну возникает ошибка, которую описал выше. Кисть "гуляет". А должна смещаться вся рука от локтя, а запястье и кисть сохранять своё исходное положение.
Вот так:
Правильный переход со струны на струну
Неправильный переход со струны на струну
Видели когда-нибудь как перемещается лапка грамафонного проигрывателя по виниловой пластинке? Если нет (молодежь уже не застала), посмотрите в каком-нибудь старом фильме. Так же точно должна двигаться ваша рука по струнам.