Последние статьи

Здесь опишу инструменты, на которых я играю в своих видео, в хронологическом порядке. Один из самых часто задаваемых вопросов, которые мне приходят это «какая у тебя гитара?». Вот в этой статье подробнейшим образом об этом и поговорим. Гитар у меня уже довольно много накопилось, но расскажу только о тех, которые звучат на записях. Итак, самая первая гитара это

Подробнее...

С чего все начинается? Вы смотрите выступление профессионального гитариста. Он играет без малейших усилий, легко, свободно, непринужденно. Он может закрыть глаза, смотреть в любую сторону, улыбаться. Кажется что его руки играют сами, а музыкант только получает удовольствие от процесса музицирования. Сам играет, сам же слушает, и сам получает кайф. Мечта? Это так просто, это так легко, кажется вам. Я тоже так хочу. Я БУДУ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ!

В этот момент мало кто отдает себе отчет в том, что

Подробнее...

Вступление

1. Длительности нот и ритмические обозначения

2. Метр и размер такта

3. Ритм и метр

4. Как научиться считать ритм?

5. Счет ритма в многоголосной записи.

6. Метроном

7. Триоль

8. Свинг


 

Чтобы научиться считать ритм и четко исполнять ритмические рисунки, нужно научиться работать под метроном. Как именно с ним работать, я расскажу в этой статье.

Метроном нужен музыканту для отработки ритма. Так как ритм, опирается на метр (равномерную пульсацию), музыканту в учебных целях необходимо его слышать. Подробней о взаимодействие ритма и метра читайте в теме ритм и метр.

Важно с самого начала уяснить, что метроном не стучит строго заданными длительностями. Он просто стучит. Быстрее или медленней. А чему равен каждый удар (какой длительности), решаете вы, исходя из поставленных задач.

Метроном задает координатную сетку для ритма. Это как листок в клетку. Клетки это удары метронома, а рисунок, который мы рисуем по клеткам, это ритм.

Рассмотрим на примерах работу с метрономом.

Как просчитать ритмический рисунок с помощью метронома.

Допустим, у нас есть такой ритм:

В целях упрощения, все записано на одной ноте.
Теоретически мы знаем, какая длительность короче или длиннее другой, но как это сыграть? Как это звучит? Как это учить на практике?


Каждая нота в музыке имеет свое место на шкале времени. Строго обозначенное ритмической записью. Наша задача найти это место для каждой ноты. В этом нам поможет метроном.

 

Шаг 1.


Берём лист бумаги, или нотный редактор и рисуем нотную строчку, на которой будем писать наш пример, а под ней ритмическую линейку для ударов метронома. Не забываем указать размер такта.

 

Шаг 2.


Находим в примере самую мелкую длительность. В данном примере это шестнадцатая нота. На линейке метронома выписываем непрерывный ряд шестнадцатых. При этом помним, что в такте помещается сторого ограниченное количество нот заданной длительности. Потому что размер такта ограничен! В данном примере размер такта равен 4/4. Это значит что в такт может поместиться только 16 шестнадцатых нот. По 4 на каждую четверть. Вот что у вас должно получиться:

 

Шаг 3.


На верхней строчке выписываем наш ритмический рисунок, ориентируясь на нижнюю строчку.
Каким образом? Первая нота в примере у нас четвертной длительности.
Мы знаем что четверть по времени равна 4 шестнадцатым. Пишем эту четверть над первым ударом метронома:

Далее у нас идут две восьмые. Мы знаем, что каждая восьмая по времени равна 2 шестнадцатым.
Пишем эти восьмые над соответствующими им ударами метронома:


Аналогично выписываем весь пример, подсчитывая сколько шестнадцатых помещается в каждой длительности:

 

Шаг 4.

Сейчас начнем отрабатывать ритм на практике.

Инструмент в руки не берем! Ритм отрабатываем сначала на хлопках в ладони, по столу, или проговаривая ритмический рисунок на «та-та-та».

Включаем метроном. Решаем для себя, что каждый стук метронома равен шестнадцатой ноте. Устанавливаем на метрономе удобный темп. Какой темп для вас удобный, будет ясно в процессе. Но для начала лучше взять небыстрый. Если метроном электронный, очень полезно поставить его группировкой по 4 удара, так удобней будет ориентироваться. Либо сразу поставить его стучать шестнадцатыми. Каждый первый удар из четырёх будет выделяться по звуку. Описание функций метронома в статье метроном.

Все. Слушаем метроном, смотрим на запись, и отстукиваем ладонями ритмический рисунок из верхней строчки. При этом следим, чтобы ваши удары ладонями звучали одновременно с соответсвующими им ударами метронома.
Повторяем ритмический рисунок много раз, запоминая его звучание. После того, как исполнение ритма станет уверенным и четким в медленном темпе, поднимите темп на метрономе. Отработайте в более быстром. Потом ещё ускорьте. Цель — уверенное исполнение ритма в любом темпе.

После каждого изменения темпа (после того, как изменили частоту ударов метронома), не кидайтесь сразу же стучать ритм. Перед этим ВСЕГДА надо послушать пульсацию метра, впустить её в себя. И только потом стучать или играть.

 

Шаг 5.

После того, как уверенно освоили ритм под метроном шестнадцатыми в разных темпах, нужно освоить его под метроном восьмыми и четвертями. Если принять один удар метронома за восьмую, то запись нашего примера будет выглядеть так:

Надеюсь, что по записи все понятно и дополнительных объяснений не требуется.

Как проще всего перейти к исполнению ритма под метроном восьмыми? Допустим, под метроном шестнадцатыми вы достигли быстрого темпа. Ритм получается стучать четко и уверенно в этом темпе. Теперь нужно снизить частоту ударов на метрономе ровно в два раза. Это будут восьмые. А сам ритм (верхняя строчка) своего темпа не изменит, то есть вы будете стучать так же, как и раньше. Только метроном будет стучать в два раза реже. Другими словами изменится частота координатной сетки. Получается? Теперь пробуем разные темпы под метроном восьмыми. На этом этапе у вас должно уже получаться простучать ритм без метронома.

После достижения уверенности в исполнении ритма под метроном восьмыми, можно переходить к метроному четвертями. Запись нашего примера теперь будет выглядеть так:


При переходе с восьмых на четверти действуем так же точно, как и при переходе с шестнадцатых на восьмые. То есть доводим до умеренно быстрого темпа и снижаем частоту ударов метронома в два раза.

Если у вас все получилось, поздравляю, вы теперь можете просчитать и выучить любой ритм. Если же не получилось, то вам следует отрабатывать ритм постепенно, на более простых ритмических рисунках.



Видео для закрепления материала:

 

Комментарии   

 
# Руслан 18.04.2017 18:29
Привет Максим.придумай мне пожалуйста маленькое предложение их слов (Ми05) типа стишки очень надо.спасибо заранее.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Антон 31.07.2016 22:55
Лаконично и профессионально . Браво!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Пряничный Ежик 16.10.2015 21:37
Мне кажется или на видео второй пример в размере 3/4 не правильно сыгран? :-| Ведь, как я поняла, за время пока метроном считает 1 2 3 он должен уже весь такт проиграть, а автор в один такт впихнул 9 ударов метронома. Или я не догоняю чего-то? :-|
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Максим Чигинцев 17.10.2015 10:51
В видео всё правильно. Перечитайте статью внимательно. Пересмотрите видео внимательно. Задайте себе вопрос - какими длительностями стучит метроном в примере? Сколько ударов такими длительностями поместится в такте? Повторите главу про длительности.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Егор 08.09.2015 19:00
Алексей, потому что не метроном должен подстраиваться под вас а вы играть ритм под него. Метроном просто задает размер
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Лена 28.05.2015 01:16
Большое спасибо :lol: :P ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# алексей 01.02.2015 19:13
Максим вот вот первый пример на видео где уже четвертные удары идут. Почему они по середине получаются. Не врубаюсь
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Максим 01.02.2015 20:36
У кого посередине? Не понятно о чем речь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# алексей 02.02.2015 11:30
Метроном. По середине нот. Четвертные удары.тоесть ноты не получаются на удары.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Максим 02.02.2015 11:48
Потому что в этом примере такой ритмический рисунок, в котором некоторые ноты не попадают на четверти. Там же все логично в уроке, если смотреть внимательно. Недопонимания могут быть если не разобрались с теорией ритма и метра. Надо начинать с самого начала и внимательно. С первого урока.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# алексей 02.02.2015 16:17
Спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# fluent 20.01.2015 21:09
А у вас есть где-то темы где можно научится сочинять музыку, а то тут мало советов http://rockby.net/viewtopic.php?p=38302#38302
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Вениамин 28.03.2014 08:57
Максим спасибо :lol: все доступно и понятно. Еще раз спасибо. ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ханчик 16.03.2014 07:47
красава! всё стало ясно
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# тимур 20.02.2014 15:48
Спасибо :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Голубева Елена 09.12.2012 19:06
Спасибо! :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Alukard 14.11.2012 11:39
спс огромное. думал теорию для меня будет осилить невозможно. написано простым языком. все четко, конкретно и понятно. ничего лишнего. спс за труды.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# СЕРГЕЙ 01.10.2012 15:26
ШКОЛУ ИГРЫ НА ГИТАРЕ М. ЧИГИНЦЕВА.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# СЕРГЕЙ 01.10.2012 15:23
ВЫШЛИТЕ ПОЖАЙЛУСТА ШКОЛУ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Вячеслав 01.10.2012 09:57
Максим огромное спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить