Вступление

1. Длительности нот и ритмические обозначения

2. Метр и размер такта

3. Ритм и метр

4. Как научиться считать ритм?

5. Счет ритма в многоголосной записи.

6. Метроном

7. Триоль

8. Свинг


1. Теория

Довольно часто, в нотах можно встретить вот такое обозначение:

Это называется свинг. Что это значит, и как его играть этот свинг? Давайте разбираться.

Свинг - это когда восьмые играются не как ровные восьмые а как триоль с пропущенной средней нотой. Что такое триоль мы уже рассмотрели в предыдущем уроке, кто не знает, читайте предыдущую главу. Напомню ещё раз, как соотносятся между собой обыкновенные восьмые и триольные. 

Обыкновенных восьмых помещается в четверти две, они делят время четвертной длительности на две части, а триольных три. Они делят четверть на три части. На рисунке это наглядно изображено.

Если из триоли убрать среднюю ноту, то мы и получим свинговый ритм. 

Получается что две триольные восьмые ноты как бы сливаются в одну, образуя триольную четверть. Отсюда и такое общепринятое обозначение свинга:

Четверть с восьмой под триолью.

 Чем же, по сути, отличается свинг, от обычного, ровного исполнения восьмыми? Каждая первая восьмая удлиняется, а каждая вторая на столько же сокращается. Группа из двух нот занимает столько же времени, что и две обычные восьмые, но внутри группы соотношение меняется. Наглядно на схеме ниже:

И таким образом играется все произведение. Конечно, скажете вы, почему бы в нотах так и написать, вместо восьмых свинговую группу? Но это визуально перегрузит ноты, их будет сложнее воспринимать. Поэтому для свинга и приняли такое сокращение. Произведение записывается как обычно, ровными восьмыми, а вначале ставится пояснение, что все восьмые играем как четверть с восьмой под триолью, или свингом:

 

 

2. Практика

Итак, как же отрабатывать и исполнять свинг на практике? Очевидно, что за основу нужно брать триольную пульсацию. На начальном этапе, чтобы понять, услышать, и прочувствовать свинг, без метронома нам просто не обойтись. Он должен стучать группой по три удара. С выделением первого удара из трех. РАЗ-два-три-РАЗ-два-три. 

Если метроном механический, такую группировку никак не поставить, у него удары не отличаются друг от друга, придется считать самому по три. Если же электронный, то триоль можно поставить двумя способами. Группируя основные удары, либо же путем деления удара на части. В этом случае темп (bpm) будет показываться для основного удара (первого из трех). Подробнее об этом читайте в шестой главе про метроном.

  1. Дальше все просто. Ставим не быстрый темп, в котором нам удобно считать раз-два-три, и сначала без инструмента, просто отстукиваем рукой первую и третью восьмую из триоли. Вторую пропускаем. Получится характерный "хромающий" ритм. ТА-та-ТА-ТА-та-ТА-ТА-та-ТА-та

  2. Стучим этот ритм в разных темпах, увеличивая или уменьшая частоту ударов метронома. Пропеваем этот ритм про себя или вслух, не пытаемся запомнить головой, а именно ловим само ощущение. Свинг нужно не высчитывать, а чувствовать. Поэтому забиваем ритм в ощущение.

  3. После того, как научились уверенно стучать свинг под триоль, начинайте пробовать стучать свинг под четверти. То есть под под одиночные удары. Убираем на метрономе выделение первого удара из трех, он должен стучать одинаковыми ударами. Это наши четверти, которые мы будем делить на триольные восьмые. Воспринимать это надо как если бы мы оставили только первые удары из трех. На каждый удар должно приходиться два ваших удара в ритме свинга.

  4. И только после того, как уверенно научитесь стучать свинг руками, можно брать инструмент, и пробовать исполнять свинг на нем. Неважно что вы будете играть. Одну ноту, или мелодию, или арпеджио по аккорду. Все что угодно, но в свинговом ритме.

Вот, собственно, и вся премудрость. Объяснил максимально доступно как только мог. :)

 {jcomments on}