Последние статьи

Здесь опишу инструменты, на которых я играю в своих видео, в хронологическом порядке. Один из самых часто задаваемых вопросов, которые мне приходят это «какая у тебя гитара?». Вот в этой статье подробнейшим образом об этом и поговорим. Гитар у меня уже довольно много накопилось, но расскажу только о тех, которые звучат на записях. Итак, самая первая гитара это

Подробнее...

С чего все начинается? Вы смотрите выступление профессионального гитариста. Он играет без малейших усилий, легко, свободно, непринужденно. Он может закрыть глаза, смотреть в любую сторону, улыбаться. Кажется что его руки играют сами, а музыкант только получает удовольствие от процесса музицирования. Сам играет, сам же слушает, и сам получает кайф. Мечта? Это так просто, это так легко, кажется вам. Я тоже так хочу. Я БУДУ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ!

В этот момент мало кто отдает себе отчет в том, что

Подробнее...

Это вопросы, которые изо дня в день задают люди в письмах, личных сообщениях, комментариях. Страницу создал себе в помощь, чтобы не отвечать многократно на одно и то же. Предполагаю что список будет расти :-)


Личное

Инструменты, оборудование, техника записи

Музыкальные вопросы

Аранжировки, репертуар

Диски, концерты, планы


Личное

Сколько лет ты с гитарой?
С гитарой я около 20 лет. Конечно, большую часть этого времени попросту провалял дурака, серьёзно не относился к музыке. Лишь относительно недавно, я осознал себя как музыкант, начал понимать простые истины, сделал для себя открытия, которые перевернули всё моё музыкальное восприятие. Для себя, я только начал учиться. Потому что вижу, сколько впереди непройденного, непознанного.
К оглавлению

Где ты учился?
Сначала в студии (были такие кружки при дворцах культуры). Потому что в школу брать не захотели, сказали: мальчик далеко пойдёт, но, извините, не в музыке. Потом, всё-таки, после двух лет студии, взяли в школу, потом училище, а после консерватория в Одессе. Подробно период учёбы описывать не хочу. Много было, конкурсы, концерты, подработка в ресторанах и ночных клубах, игра в различных составах и соло… Но для меня, мой путь как музыканта начался только после окончания учёбы.
К оглавлению

Где ты преподаёшь?
Частным образом. Раньше, на протяжении двух лет, работал в музыкальном училище, вёл классы классической и эстрадной гитары, а также в музыкальной школе. Сейчас уволился и там и там. Слишком много времени и сил забирает преподавательская деятельность, которые мне так нужны в творчестве. И потом, я не согласен с официальной системой музыкального образования, мой метод обучения с ней несовместим.
К оглавлению

 


Инструменты, оборудование, техника записи

Какая у тебя гитара?

О моих гитарах я подробно написал тут http://4igi.ru/266


К оглавлению

Зачем тебе наушники?
Так как на запись идёт не живой звук гитары, а со звукоснимателей, мне важно при записи контролировать именно тот сигнал, который записывается. В наушниках я слышу звук, который идёт на запись, а не в комнату. Я не знаю, как более понятно ответить на этот вопрос. Хотя в последнее время пишусь без наушников, потому что довольно хорошо уже знаю свой инструмент, и представляю какой сигнал идёт на запись, основываясь на живом звучании.
К оглавлению

Расскажи как ты записываешь аудио/видео и каким оборудованием?
Ключевую роль в записи аудио у меня играет гитарный процессор KORG Pandora PX5D. Про него можно почитать в интернете, описывать не буду, вообще-то для электрогитаристов и басистов. Я изначально его и купил как электрогитарный процессор. Потом на электрогитаре играть бросил, и вот одна замечательная функция Korg мне очень пригодилась для записи. Дело в том, что он подключается по USB к компьютеру, и работает как аудиоинтерфейс, оцифровывая поступающий сигнал. Но это его не основная функция, 90% функционала заточено под электрогитаристов, я просто использовал что есть в наличии.

Изначально, когда ещё не было электоакустики, а была лишь классическая гитара, я снимал с неё звук с помощью пьезодатчика-таблетки, который лепил на деку у подставки. Конечно, качество звука оставляло желать лучшего. Ну а с приобретением IBANEZ звук улучшился намного, там довольно хороший звукосниматель и преамп.

Потом я приобрёл ZOOM H4n - классная штука. Умеет два встроенных конденсаторных микрофона плюс два входа куда можно подключить либо внешние микрофоны либо гитарный джек. Итого он в состоянии писать на 4 канала одновременно. Начиная с 11.02.2010 пишусь через него (первое видео "Бежит река"). Записываю комбинированным способом - втроенные микрофоны плюс сигнал от звукоснимателей, который идёт по шнуру.

Видео сначала писал на вебкамеру, встроенную в ноутбук, потом на видеокамеру Panasonic SDR-S7. Начиная с 15.01.2010 видео пишу камерой Sony HDR-HC5E (первое видео "Тёмная ночь"). Аудио редактирую в Adobe Audition. Совмещаю видео с аудио и оформляю клип в Sony Vegas.
К оглавлению

Почему ты играешь на классической гитаре?
Прежде всего потому, что получил образование именно на классической гитаре. И очень доволен этим фактом, потому что классическая школа, техника, даёт возможность играть во всех стилях. Она даёт универсальные навыки, позволяющие вести одновременно мелодию, басовую линию, и сопровождение. Именно благодаря классической школе мне сейчас не нужен ансамбль чтобы сыграть то, что хочу. Можно сыграть одному за несколько человек :-)
К оглавлению

У тебя нейлоновые струны? Какой фирмы, натяжение?
Да, я предпочитаю нейлон. В основном играю на D'Addario. Натяжение использую разное, от Light до Extra Hard.
К оглавлению

Какие струны лучше, металлические или нейлоновые?
Вопрос некорректен. Это дело личных предпочтений и музыкального стиля. У тех и других есть плюсы и минусы, и каждые хороши в той или иной ситуации. Начинающие (самоучки) играют в основном на металле, а нейлон терпеть не могут. Причина в том, что металл будет звенеть на гитаре любого качества и при любом звукоизвлечении, поэтому вроде как звучит звонче без особых усилий итд итп. В этом достоинство, и в этом же недостаток. Да звенит. Но звенит почти одинаково на разных гитарах и слабо реагирует на нюансы звукоизвлечения (по сравнению с нейлоном). Лично мне, например, этот звон не нравится, как по тазику жестяному)))
Нейлоновые же струны очень богаты тембрально. Малейшее изменение угла атаки сразу отражается в звуке. У них глубокий тембр басовых струн, схожий со звуком бас-гитары. И они в гораздо большей степени передают уникальное звучание гитары чем металлические. Но. Чтобы хорошо звучать на нейлоне, надо уметь на нём играть. Уметь вытащить из него тот звук, который тебе нужен, заставить петь. И тут на первый план выходит техника звукоизвлечения. Естественно, для нейлона гитара должна быть классического типа.
К оглавлению

Почему на многих записях у тебя понижен/повышен строй от стандартного? Зачем каподастр?
По многим причинам. Когда я сдвигаю строй, меняется звучание, ощущение, тембр, чувствую и слышу по другому, как будто взял другую гитару. Это ощущение новизны мне нравится. Часто бывает что нужно более слабое натяжение, а стоит Hard или Extra. Чтоб не менять комплект я спускаю струны на полтона-тон и компенсирую понижение каподастром. Или не компенсирую :-). Каподастр иногда использую потому, что тембр закрытых струн отличается от открытых. Вообще часто со строем балуюсь, бывает играю в совершенно экзотических настройках, но, конечно, аранжировки в них не пишу, играю для себя, ищу, импровизирую.
К оглавлению

 


Музыкальные вопросы

Не звучат флажолеты, что делать?
Если не звучат натуральные флажолеты над 7 и 5 ладами, то надо сдвинуть правую руку по направлению к подставке. Теорию флажолетов рассказывать не буду, это можно найти в инете, просто скажу, что звучание этих флажолетов зависит от точки извлечения звука правой руки.
К оглавлению

Нужен ли педагог или можно самому как-нибудь научиться играть на гитаре?
Смотря что понимать под "научиться". Бренчать по аккордам могут показать и друзья во дворе. Но дальше вы не пойдёте. Чтобы более-менее сносно играть, педагог нужен ОБЯЗАТЕЛЬНО. Особенно на начальной стадии обучения, чтобы не испортить себе руки неправильной постановкой и получить необходимый минимум знаний. Начинать самому ни в коем случае нельзя!!! Долго и мучительно переучиваться придётся.
Учиться играть самому это всё равно что с закрытыми глазами и ушами пытаться выйти из дремучего леса. А педагог видит этот лес с самолёта, поведёт вас сразу и кратчайшим путём. Педагог сэкономит вам время и силы, потому что сами вы никогда не поймёте, что же вам мешает и в какую сторону идти. И друзья не подскажут и интернет не поможет. Только личное присутствие и пример профессионала. Ну и естественно, учитель должен сам уметь играть, и вам должно нравиться как он играет.
Мне могут привести в пример знаменитых самоучек вроде Томми Эммануэля и Джимми Хендрикса. Но это единицы, исключения. Можно надеяться, что ты один из тысяч и ломиться самостоятельно в мир музыки. Но зачем? Зачем идти долгим, трудным путём, заново изобретая велосипед, и очень часто в неправильном направлении?
К оглавлению

Сколько нужно заниматься в день?
Взял гитару в руки – спрячь часы. Им не место в творческом процессе. На вопрос сколько, по моему мнению, существует только один универсальный ответ – столько, сколько тебе хочется. Не больше и не меньше. Если нет желания, играть нельзя ни в коем случае. По принуждению ничего хорошего всё равно не получится, даром потратишь время. И что ещё хуже, закрепишь в подсознании «гитара – заниматься – работать – Н А Д О !». А с такой установкой прогресс невозможен, сколько бы часов в день ты не играл. Игра на музыкальном инструменте - не обязанность. Это, прежде всего удовольствие, и подходить к занятиям следует только с этой позиции.
К оглавлению

Табы или ноты?
Если вы хотите развиваться дальше как музыкант, знание нотной грамоты - базовое требование. Без этого никуда. Вся музыкальная логика видна в нотном тексте, эта система универсальна для любого инструмента, потому что отражает саму музыку. В нотах есть деление на голоса, с точным обозначением ритма для каждого голоса. Табы - это "обезьянья" система, показывающая куда тыкать пальцем. И часто вообще без указаний ритма. При этом вы понятия не имеете, что играете.

Но у табулатуры есть одно неоспоримое преимущество. Она точно показывает позицию на грифе. Так как одна и та же нота может быть сыграна на разных струнах, это очень удобно, по сравнению с нотным текстом, в котором позиция обозначается дополнительными средствами. Поэтому в своих аранжировках я нотный текст дублирую табулатурой, как вспомогательным средством.
К оглавлению

Я играю те же самые ноты что и ты, но звучит не как у тебя. Почему?
Потому что дело не в том, ЧТО ты играешь, а в том, КАК ты играешь. Если просто выучить куда ставить пальцы и какую струну "дёргать" музыка не зазвучит. Это только один уровень из многих. И не самый важный. Как же играть Музыку научить нельзя, можно только направить, дать основные понятия, но музыкант приходит к своему пониманию Музыки только сам. У вас никогда не зазвучит так же как у меня, потому что каждый человек уникален.
К оглавлению

Хочу играть быстро! Посоветуй упражнения.
Вообще, не на это надо обращать внимание. Прежде всего стремитесь играть красиво, выразительно. Виртуозность не в скорости исполнения.

Важно понять одну простую вещь. Скорость – это следствие. Следствие расслабленности и полного контроля над игровым аппаратом (ваше внутреннее состояние, тело, руки, пальцы). Она приходит сама, как естественный результат правильных занятий. Специально и целенаправленно «нагонять скорость» скучно, неэффективно, а часто вредно, потому что упускаются из вида базовые аспекты. В итоге получается судорожно и сжав зубы. Когда должно быть спокойно, расслабленно и легко.

Для того, чтобы играть быстро, надо научиться играть медленно. Банальная фраза. Но это правда. Потому что только в медленном темпе мы можем проконтролировать каждый из аспектов исполнения, без которых виртуозная игра невозможна.  Расслабленность, ритмичность, чистота звука, точность,  рациональные движения пальцев.
К оглавлению

 


Аранжировки, репертуар

Расскажи про ваш дуэт с Наташей
Случайно нашёл Наташины видео на ютубе. Был поражён её голосом, зацепило. Да и репертуар у нас совпадал почти полностью. Ну и где-то в комментариях я ей написал, что мол с удовольствием бы подыграл такому чудесному пению, жаль что в разных странах. В ответ Наташа предложила попробовать виртуально спеть, и прислала "Concerto" и "Ланфрен" где она уже спела под мои видео, звук мне там не очень понравился, но понравилась сама идея, и исполнение. С этого и началось. Записали несколько произведений. Довольно трудоёмко через интернет, вот так вместе делать музыку, но результат стоил затраченных усилий. В реальной жизни мы ни разу не встречались. Все вопросы, связанные с Наташей, её жизнью и творчеством, спрашивайте пожалуйста у неё, а не у меня :) Её канал http://www.youtube.com/user/natatans
К оглавлению

Можно ли у тебя заказать песню / работаешь ли на заказ?
На заказ НЕ работаю, работаю только по собственному желанию. Пожалуйста, не предлагайте мне сыграть что-то. Это очень утомляет. Дело даже не в том, что мне не нравится предлагаемая музыка. Она может мне нравиться, но записывать на видео, набирать в нотах-табах это довольно хлопотное занятие. Если записывать на видео и набирать в нотах всё, что я играю (а играю я всё что слышу), то на это жизни не хватит. Поэтому записываю только то, что мне самому хочется записать. Спасибо за понимание.
К оглавлению

Почему ты делаешь в основном музыку советского периода?
На этот вопрос логично ответить не могу. Она мне нравится и всё. В ней есть что-то, чего нет в современной музыке. Что-то светлое и искреннее. Она романтична и ностальгична. А я неисправимый романтик :-)
К оглавлению

Как научиться самому писать аранжировки?
Для того, чтобы профессионально сделать аранжировку, надо знать такие дисциплины как: общая теория музыки, гармония, инструментовка, голосоведение. Очень желательно иметь представление о полифонии и владеть композиторскими навыками. Ну и естественно, владеть всеми техническими и фактурными средствами гитары. Часто, достаточно просто хорошо играть на гитаре, чтобы аранжировать на ходу мелодию. Одно время я так и делал, играл сходу. Потом меня этот вопрос заинтересовал глубже, стал разбираться, знания полученные в консерватории очень помогли.
А на вопрос как самому научиться, я затрудняюсь дать однозначный ответ. Тут либо вы просто талантливый человек, который по слуху может сыграть всё что угодно, есть такие, либо вы долго и упорно учитесь всем музыкальным наукам.
К оглавлению

Сколько времени уходит на одну аранжировку?
По разному. Могу сделать за день, могу за неделю. От многих факторов зависит. Прежде всего от желания. Часто не так много времени уходит на саму аранжировку, сколько на её набор в нотах-табах и оформление.
К оглавлению

Дай табы/ноты тебе что жалко? Я ведь так хочу! Но бесплатно.
Удивительно, но довольно много людей раздражает тот факт, что я продаю свои ноты. Что тут сказать. Каждый из нас где-нибудь работает. Каждый из нас сам выбрал где ему работать и как работать. Это право каждого. Я музыкант, и вполне естественно что зарабатываю тем, что умею делать. Я счастлив оттого, что работа у меня является любимым делом. И я желаю каждому найти работу, которая приносила бы радость и удовлетворение. Подробнее о профессии аранжировщика и о том, почему я продаю ноты читайте тут.
К оглавлению

Делаешь ли ты скидки?
Хотя я считаю что цены у меня и так невысокие, со мной всегда можно договориться, разные люди, разные ситуации. Пишите. Часто делаю скидки при покупке нескольких (больше 5) аранжировок.
К оглавлению

Почему некоторые аранжировки такие сложные?
Потому что, в первую очередь, думаю о том, чтоб произведение хорошо звучало. Делать компромиссы в ущерб звучанию никак не могу себя заставить. Но у меня всегда стоит задача сделать максимально просто, насколько это возможно.
К оглавлению

То, что ты играешь - детский сад! (реплики от "профи" в кавычках)
Да, я не ношусь по грифу с бешеной скоростью и умышленно не играю ничего сложного (для профессионала), хотя технические возможности мне это позволяют. Мне это не интересно. Я ставлю перед собой другие задачи. Для меня единственная цель - передать красоту мелодии, создать настроение. Это гораздо сложнее, чем выпалить как из пулемёта серию блестящих пассажей. Я не хочу прослыть виртуозом. Пора уже перестать оценивать музыканта с позиции того, насколько сложно он играет. Если мне говорят, что я играю просто, это комплимент. У меня и стоит задача при аранжировке, исполнении, достичь результата максимально простыми и лаконичными средствами. Приходится много думать, экспериментировать, как ещё упростить, как сделать изящнее, удобнее, и выявить главное. Образ, настроение, мелодию, фразу. Часто из-за искусственных усложнений (которые на многих производят впечатление), теряется это главное.

И ещё один момент. Я учусь. С нуля, несмотря на многолетнюю академическую школу. После окончания консерватории, я понял, что та техника, которой много лет играл, не отвечает моим требованиям. Я отбросил всё что умел и начал с начала. С упражнений по одной струне, как в первом классе. Я начал строить технику заново. С полным контролем и пониманием того, что мне нужно. С максимальной расслабленностью, выразительностью, слушая каждый звук. Именно с этого момента я почувствовал, что начал действительно расти и что-то понимать. Начал мыслить по другому. Мыслить мелодическими фразами. Мыслить фактурно, пытаясь исполнить на одном инструменте партию соло, баса и ритмического сопровождения. Отсюда возникла необходимость в новых приёмах, методах их отработки. Я в поиске. Передо мной множество задач, на которые нужно найти решение. Поэтому я не играю ничего сложнее того, что мне в данный момент нужно. Не пытаюсь никого удивить и чем-то блеснуть. Учусь. Воспринимайте меня как ученика, а мои видео как контрольные работы на решение определённой задачи.
К оглавлению

Почему ты не играешь гитарную классику (Джулиани, Сора, итд..)
Я играл гитарную классику около 17 лет в принудительном порядке. Переиграл её вагонами во время учебного процесса, на всевозможных концертах и гитарных конкурсах. В условиях, когда шаг в сторону – расстрел (в плане репертуара). При всём уважении к Джулиани, Сору, Агуадо, Вилла-Лобосу, и многим другим гениальным композиторам, у меня выработалась стойкая аллергия на исполнение этой музыки. Тут уже психологические причины. Может, когда-нибудь, я снова заиграю гитарную классику, но для этого должно пройти время.

Что же касается вообще классической музыки, не гитарной, я всегда любил, и сейчас не перестаю слушать Баха, Вивальди, Бетховена, Моцарта, Шопена, Верди, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и др. Если буду играть классику, то только в собственных переложениях. Лакримоза Моцарта первый шаг в этом направлении.
К оглавлению

Почему ты не играешь готовых произведений, а только свои аранжировки?
Играть чужие аранжировки, переложения, мне не интересно. Я их много переиграл во время учёбы. При этом ты не всегда согласен с автором, непонятна его логика, видишь где можно сделать проще или лучше по звучанию. Когда ты делаешь сам, то знаешь роль каждой ноты, начинаешь думать, искать, анализировать, пробовать. Как следствие растёшь, повышается музыкальный уровень, ты начинаешь понимать суть того, что играешь. Глубоко. Это в корне отличается от бездумного заучивания куда ставить пальцы по чужим нотам.

Я убеждён, что каждый музыкант должен уметь делать свой репертуар самостоятельно.
К оглавлению

 


Диски, концерты, планы

Я хочу купить твои диски. Когда они будут?
Не могу сказать точно когда, но будут. Я ещё не чувствую, что у меня есть музыка, которую можно было бы записать на диск и продавать. В поиске.
К оглавлению

Где ты выступаешь? Почему ты не на эстраде?
Сейчас не выступаю по той же причине, что и не записываю диски. Если сейчас полезу на эстраду с тем, что играю на YouTube (пусть даже это и нравится людям), я неизбежно остановлюсь в своём развитии как музыкант. Появятся обязательства, контракты, сроки, требования. А я чувствую в себе потенциал к гораздо большему, самое главное не сыграл ещё, это всё только пробы. Если буду выступать, то со своей музыкой. И я почувствую когда буду готов.
К оглавлению