Последние статьи

Здесь опишу инструменты, на которых я играю в своих видео, в хронологическом порядке. Один из самых часто задаваемых вопросов, которые мне приходят это «какая у тебя гитара?». Вот в этой статье подробнейшим образом об этом и поговорим. Гитар у меня уже довольно много накопилось, но расскажу только о тех, которые звучат на записях. Итак, самая первая гитара это

Подробнее...

С чего все начинается? Вы смотрите выступление профессионального гитариста. Он играет без малейших усилий, легко, свободно, непринужденно. Он может закрыть глаза, смотреть в любую сторону, улыбаться. Кажется что его руки играют сами, а музыкант только получает удовольствие от процесса музицирования. Сам играет, сам же слушает, и сам получает кайф. Мечта? Это так просто, это так легко, кажется вам. Я тоже так хочу. Я БУДУ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ!

В этот момент мало кто отдает себе отчет в том, что

Подробнее...

Для начала, надо запомнить правило:

Чтобы вы ни играли, никогда нельзя допускать одновременного звучания двух басов.

Бас всегда один, и НЕ накладывается на предыдущий. Представьте что басовую линию ведёт контрабас или бас-гитара. На видео я наглядно покажу что получается при накладывании басов друг на друга.

Разница, как говорится, налицо и слышна даже не музыканту. Теперь, собственно, о технике глушения. Тут есть несколько вариантов, начнём с основного, который я использую чаще всего.

 

1. Глушение суставом большого пальца.

Этот вариант работает только если большой палец играет с опорой на нижнюю струну (апояндо), как я показывал в теме про постановку правой руки. После того, как палец сыграл по басовой струне, остановился на нижней соседней, мы его просто немного сгибаем в первом суставе и глушим звучащую струну. Вопрос в том, когда её глушить. Тут всё зависит от стиля произведения, либо мы играем половинчатый бас, и глушим в средней точке времени между басами, либо оставляем звучать бас подольше, и глушим почти перед следующим, как правило за одну ноту до него. Чаще всего, глушение происходит максимально близко к следующему басу, момент глушения почти сливается с началом следующего звука. Но отрабатывать движение легче всего на половинных глушениях. Имейте ввиду, что в нотах-табах глушение часто не указывается, но подразумевается. Например написано может быть так:

А играть следует так:

Или так даже так:

Как видите, если в нотах ещё можно обозначить длительность звучания и время глушения, то в табах нет. В нотах, даже если вы их не знаете, обратите внимание на появление пауз между басами, и на место их расположения. Ниже, на видео я всё покажу.

 


2. Глушение касанием большого пальца.

Предыдущий вариант удобен, когда бы играем басы на разных струнах. Если же надо сыграть два или более баса на одной струне, то мы просто ставим палец на звучащую струну, тем самым глушим её и устанавливаем палец в стартовую позицию для следующего звука. Этот же вариант используем в случае, когда бас на четвёртой струне. В силу её пограничного положения между басами и мелодическими струнами, останавливать палец на третьей часто неприемлемо, да и не нужно. Для четвёртой делаем исключение, играем без опоры, и глушим касанием.

Обратите внимание на последний пример в видео. Это очень часто встречающаяся фигурация – короткий затактовый бас. Это бас, за которым сразу же, следом, идёт следующий бас на сильной доле. Затактовый бас должен быть именно коротким, то есть его глушить практически сразу.

 


3. Глушение большим пальцем с ударом об лады.

Этот вариант я довольно часто использую когда хочу подчеркнуть ритм. Например в таких видео как «Ноктюрн», «Ланфрен-ланфра», «Сиреневый туман» и в других эпизодически. Суть проста. Можно сказать, что это то же касание, только с небольшим замахом, более энергичное, чтобы струна ударилась об лады. Можно назвать ударом. Тут два варианта исполнения. Либо мы делаем энергичное касание-удар подушечкой пальца с остановкой на звучащей струне, это удобно когда следующий бас на этой же струне. Либо делаем удар ребром пальца, а подушечка попадает между струнами, это удобно когда бас на нижней соседней. Замах делаем за счёт вращательного движения кисти. Момент глушения-удара я обозначаю в нотах и табах крестиком. Например вот так:

 

 

4. Глушение левой рукой.

Бывают ситуации, когда глушить правой рукой неудобно или даже невозможно. Они довольно редки, но встречаются. В таком случае глушим левой. Если бас закрытый (прижатый), ослабляем нажим, бас глохнет. Ослабляем, но не снимаем со струны! Если палец снять, будет призвук открытой струны. Если бас открытый, глушим свободным пальцем левой руки. Я часто это делаю мизинцем.

 


Как отрабатывать глушение.

Лучше всего на простых аккордовых последовательностях, приёмами, которые я показал на видео, или любыми другими. Играйте какие угодно арпеджио и комбинации. Главная цель – добиться чёткой, независимой работы большого пальца. Чтобы он мог глушить басы вовремя, ритмично и в любой ситуации. Остальные пальцы могут играть что угодно в этот момент. Но большой палец четко выполняет свою работу.

Это очень важно. Басовая линия задаёт ритм, пульсацию, это фундамент звучания. Если вы доведёте этот навык до автоматизма, ваша игра поднимется на качественно другой уровень, появится ощущение одновременной игры бас гитары и гитары как минимум. Чтобы посмотреть как это работает на практике, обратите внимание на работу большого пальца в любом моём видео. В том же «Сиреневом тумане» Обратите внимание как, и какими методами глушу басы, часто комбинирую разные способы, помогаю левой рукой.

 

 


Внимание! Все выше сказанное вовсе не означает, что везде надо укорачивать бас наполовину. Это не всегда уместно. В большинстве случаев, особенно в лиричных, не быстрых произведениях бас держим максимально долго, насколько возможно. В идеале окончание звучания совпадает по времени с началом следующего. Если мы держим полные по времени басы, то о глушении можно не думать когда:

  1. Бас на соседней снизу струне, он глушится автоматически если играть с опорой (апояндо). Например сыграли пятую, она звучит, играем шестую с опорой на пятую, пятая глохнет в момент начала звучания шестой.
  2. Басы на одной струне.
  3. Закрытые басы, если меняем прижатый бас, он глохнет при отпускании левой.

Во всех остальных случаях, надо глушить любым доступным способом, особенно открытые струны. Если играем какую-нибудь ритмичную композицию можно укорачивать бас наполовину. Но не везде. Половинное глушение я использовал как пример, на нём лучше видно и удобней отрабатывать.

 

Ещё один момент.

Нота на 4 струне не всегда является басом по функции (по своей роли в звучании). Часто она является гармонической, и её можно и нужно наложить на предыдущий бас. Это бывает в различных арпеджио (переборах), когда она не на сильной доле. Например в аккордах группы D (Dm, D7, D) четвёртая играет роль баса. А в аккорде С, если играть арпеджио вида 5-4-3-2-1-2-3-4, четвертая гармоническая. Тут надо думать по ситуации и слушать.

Может вы придумаете свой метод глушения, который будет удобен вам. Я просто показал свою методику, которую мне тоже никто не показывал, сам нашёл для себя. Главное – научиться слышать когда басы накладываются друг на друга, замечать это некрасивое звучание. И глушить. А каким методом, не суть важно. Ищите. Удачи.

{jcomments on}